Наверх

«Трубопроводный транспорт нефти», №9-2014 Научный авангард «Транснефти»

Дата публикации: 01 Сентября 2014 Распечатать

БЕЗ АБСТРАКТНЫХ  ТЕОРИЙ

Сегодня НИИ ТНН работает по десяти основным направлениям.  Среди них можно особо выделить организацию НИОКР в области проектирования, строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов, совершенствование нормативно-технической базы компании, повышение энергетической эффективности транспортировки нефти и нефтепродуктов, а также развитие системы контроля качества используемой продукции.

Одно из самых разносторонних подразделений института – Центр гидромеханических исследований и оценки эффективности работы магистральных нефтепроводов (ГИиОЭРМН). Первая его специализация – проведение технологических расчетов, в частности, режимов работы магистральных нефтепроводов и переходных процессов, прочности и устойчивости объектов МН.

В 2012 году центру доверили решение важнейшей для компании задачи – оптимизации энергозатрат и, соответственно, расходов на нефтеперекачку дочерних обществ ОАО «АК «Транснефть».

– «Дочки» присылают нам свои заявки на потребление электроэнергии, мы анализируем их с помощью программного автоматизированного комплекса и определяем, есть ли возможность оптимизировать режимы работы нефтепроводов и, соответственно, уменьшить оплату электрической мощности, – поясняет заместитель руководителя центра Марат Лукманов. Другое важное направление работы – оценка эффективности противотурбулентных присадок. Чтобы она была как можно более точной, центр совместно с ОАО «Центрсибнефтепровод» разрабатывает сегодня турбулентный реометр, позволяющий при определении эффективности присадки исключить зависимость от меняющихся условий перекачки.

В структуре Центра ГИиОЭРМН есть еще и служба цифровой картографии, разрабатывающая карты и схемы для дочерних обществ и департаментов компании. При таком многообразии задач решают их всего 66 специалистов. Вот уж действительно, не числом, а умением: трое сотрудников – доктора наук, одиннадцать – кандидаты. Но наука здесь – сугубо прикладная.

– Абстрактные теории, не имеющие отношения к реальной жизни, – это совершенно не про нас, – уверяет Марат Лукманов. – Мы работаем в тесном контакте с эксплуатирующими организациями, решаем все технические вопросы с ними и для них. Да и наши специалисты – это в основном люди, пришедшие из дочерних обществ ОАО «АК «Транснефть», начавшие свой трудовой путь на нефтеперекачивающих станциях: в службах эксплуатации, аварийных подразделениях, в РНУ. Они не понаслышке знают, что такое нефтепровод и что для него нужно.

ОТ БАТАРЕЙ ДО КРЫШ

Недавно «Транснефть» поставила перед институтом еще одну ответственнейшую задачу – разработать программу повышения энергоэффективности компании до 2020 года.

– Структурная схема уже готова, сейчас пишется программа с обоснованиями и экономическими расчетами, – рассказывает руководитель Центра транспорта и хранения нефти и нефтепродуктов Бронислав Гриша. – Параллельно наш центр выполняет две работы, нацеленные на сбережение энергии, в частности, в рамках ОКР с заводом «Транснефтемаш» разрабатывает систему автоматического управления котельной для повышения ее КПД, а также собственными силами проводит технологическую работу «Технические решения по энергоэффективности НПС».

Рассмотрев множество энергоэффективного оборудования и технологий, специалисты отобрали из них 19 видов для опробования на объектах ОАО «АК «Транснефть». К примеру, на перевалочном комплексе «Шесхарис» скоро появится новый источник электроэнергии – солнечные батареи, которые в условиях южных широт могут принести немалую пользу.

Другие разработки Центра транспорта и хранения нефти и нефтепродуктов уже успешно используются дочерними обществами компании. Например, разработанная недавно технология очистки внутренней поверхности трубопроводов от остатков нефти и асфальтосмолопарафиновых отложений. Специалисты института перепробовали разные способы очистки, разные реагенты и в итоге нашли лучшее решение.

Специалисты НИИ ТНН успешно решают задачи повышения экономической эффективности применяемого на объектах компании оборудования и конструкций. Ярким примером является снижение металлоемкости стационарных крыш резервуаров.

– Наши специалисты провели компьютерное моделирование сферических крыш, сделали расчет их несущей способности при разной снеговой нагрузке, – сообщает руководитель Центра технологии строительства и ремонта НИИ ТНН Алексей Катанов.

НЕСГИБАЕМЫЕ

Некоторые проекты ОАО «АК «Транснефть» просто невозможно было осуществить без новых технологий и новых конструкций. Например, строительство самого северного нефтепровода компании Заполярье – Пурпе. Сложные климатические условия Крайнего Севера, вечная мерзлота задали специалистам НИИ ТНН немало сложных задач, с которыми те успешно справились. Журнал «ТТН» уже не раз писал об уникальных разработках, используемых при сооружении магистрали, в частности, об опорах для надземной прокладки. Один из создателей этих опор – главный специалист отдела механико-технологического оборудования объектов трубопроводного транспорта НИИ ТНН Юрий Михеев.

До прихода в научный институт Юрий Борисович двадцать лет проработал на Тюменском ремонтно-механическом заводе ОАО «Сибнефтепровод», руководил конструкторско-технологическим отделом. С условиями Севера и особенностями работы там оборудования знаком прекрасно, да еще воочию изучил опыт надземной прокладки нефтепровода, идущего с Ванкорского месторождения.

– Уникальная была поездка, – вспоминает Михеев. – Температура доходила до минус  40–50 °С. Вертолет, сев, не глушил двигатели, и нас просили как можно быстрее осмотреть площадку – и тут же назад, на борт. И пока винты крутились, мы все фотографировали, фиксировали. Потом использовали этот опыт как базисный, но сделали все несколько по-своему.

Чтобы окончательно определиться с тем, какими будут опоры трубопровода, специалисты института провели множество исследований, шаг за шагом проверяя работоспособность тех или иных конструкций. Для этого пришлось даже спроектировать и изготовить специальные испытательные стенды, позволяющие оценить работу опор под нагрузкой. Подобных исследований на больших стендах до этого не делал никто.

– Нагрузки при испытаниях прикладывались очень большие, – вспоминает Юрий Михеев. – Например, чтобы проверить, как покажет себя опора, если соседняя вдруг просядет на слабых грунтах, мы нагружали ее изгибающим моментом до 120 т на метр. Это все равно что поставить на край катушки неподвижной опоры трубоукладчик.

2 ТЫС. КМ «НОЖКАМИ»

Не менее важными для строительства нефтепровода Заполярье – Пурпе стали разработанные Центром защиты от коррозии НИИ ТНН требования по антикоррозионной защите и теплоизоляции трубопровода в условиях Крайнего Севера.

– Специалистами центра была проделана большая работа до утверждения окончательных

требований по обеспечению защиты трубопровода от коррозии и исключению остывания нефти при ее транспортировке, – рассказывает руководитель Центра защиты от коррозии Николай Скуридин. – Первое, с чего мы начали, – изучили опыт строительства российских и зарубежных компаний в условиях вечной мерзлоты, выбрали лучшее, провели доработку теплоизоляционных

конструкций с учетом современных материалов и оборудования и приступили к циклу натурных испытаний. Только после успешного завершения испытаний требования были утверждены и системы защиты и теплоизоляции пошли в производство.

– Пришлось все делать фактически с нуля, опираясь только на опыт сторонних организаций, – поддерживает руководителя центра начальник отдела антикоррозионных и теплоизоляционных покрытий Павел Ревин. – Тем не менее мы смогли разработать техническое решение по надежной и долговечной теплоизоляции труб.

Чем в основном занимается центр, ясно из его названия: это научные исследования по мониторингу антикоррозионных покрытий труб и резервуаров, консультирование дочерних обществ компании.

Другое важное направление работы центра – комплексное коррозионное обследование линейной части, которым занимается лаборатория электрохимзащиты (ЭХЗ) НИИ ТНН. В 2014 году на магистралях АК «Транснефть» будет обследовано более 14 тыс. км, вдоль которых 2 тыс. км «ножками» пройдут специалисты лаборатории ЭХЗ, замеряя через каждые 10 м потенциал с помощью выносного электрода.

– В наиболее подверженных коррозии местах выкапывают шурфы, проверяют толщину стенки трубы, а также состояние средств ЭХЗ, измеряют коррозионную активность грунтов и влияние блуждающих токов, – рассказывает начальник отдела технологии и технических средств ЭХЗ Вадим Корзинин. – Работы много, и всю ее нужно успеть сделать до того, как грунт будет скован заморозками. Поэтому весь теплый сезон с начала мая и по октябрь-ноябрь специалисты ЭХЗ проводят на трассе.

Сам Вадим большую часть своей трудовой жизни провел, что называется, в поле. Работал на ЛПДС «Нурлино», в Черкасском РНУ и десять лет возглавлял службу воздушных линий и электрохимзащиты ОАО «Уралсибнефтепровод».

Есть в распоряжении центра и стационарная лаборатория, которая проверяет качество предлагаемых поставщиками антикоррозионных покрытий, определяя, можно ли их использовать на объектах компании. Уникальные приборы позволяют моделировать воздействие различных агрессивных сред, погодных явлений, погружая испытываемый образец то в жар, то в холод, то в дождь, то в морскую воду, проверяя его на прочность, на силу сцепления с металлом и многое другое. Если покрытие «выйдет живым» из стен лаборатории, можно смело утверждать: в реальных условиях трассы оно не подведет.

ТРИ СТУПЕНИ К РЕЕСТРУ

Современное оборудование и научный подход позволяют НИИ ТНН контролировать качество разных видов продукции, закупаемой дочерними обществами ОАО «АК «Транснефть». Наиболее важные материалы и оборудование, от которых зависит безопасность и надежность работы магистральных трубопроводов, занесены в Реестр основных видов продукции (ОВП). Производителю, если он хочет поставлять свою продукцию компании, необходимо сначала попасть в этот Реестр, пройдя три этапа оценки соответствия: экспертизу документации, испытание продукции и инспекцию производства.

– И только после того, как будут получены положительные результаты всех форм оценки соответствия, компания принимает решение о включении продукции в Реестр, и она становится разрешенной для закупки дочерними обществами, – подчеркивает руководитель Центра ведения реестров и оценки соответствия Олег Аралов.

Сегодня в Реестре ОВП 78 видов продукции и около 400 производителей, а созданная НИИ ТНН система контроля качества работает в интересах только одной компании – АК «Транснефть».

Но институт планирует выйти на национальный уровень. Для этого он создает отраслевую систему сертификации, которая будет формально независима от компании и сможет подтверждать качество продукции в статусе независимой третьей стороны.

– Мы останемся корпоративным центром «Транснефти», но при этом, получив аккредитацию в Росстандарте, сможем проводить сертификационные испытания в интересах третьих лиц, – поясняет Олег Аралов. – Это значит, что наш сертификат будет признаваться по всей стране наряду с другими документами национальной системы сертификации.

МЕРЗЛОТА, СЕЙСМИКА

В поле зрения института находятся не только материалы и оборудование, но и целые трубопроводные магистрали, особенно те, что эксплуатируются или будут эксплуатироваться в сложных природно-климатических условиях. Речь идет о МН, находящихся в условиях многолетнемерзлых грунтов, то есть ТС ВСТО, Заполярье – Пурпе, Куюмба – Тайшет, а также об объектах, расположенных в зонах сейсмической опасности, – опять же ВСТО, СМНП Козьмино, нефтепроводы ОАО «Черномортранснефть», где местами возможны землетрясения силой до девяти баллов.

Целенаправленный надзор за состоянием магистралей начался в 2010 году, когда «Транснефть» утвердила перспективную программу мониторинга объектов ВСТО-1.

– В 2012 году была разработана программа мониторинга ВСТО-2, сейчас в стадии утверждения – программа по ТС Заполярье – Пурпе, – рассказывает заместитель генерального директора по надежности систем транспорта нефти и нефтепродуктов НИИ ТНН Леонид Могильнер. – В ней акцент сделан на геотехническом мониторинге, поскольку там нужно следить не только за самой трубой, но и за поддерживающими ее опорами на участках с многолетнемерзлыми грунтами. Сейчас разрабатывается программа мониторинга нефтепровода Куюмба – Тайшет.

В этом году институт завершает большую работу по созданию единой сети сейсмостанций на ВСТО-1, которая позволяет контролировать воздействие землетрясений на любую точку линейной части трубопровода. Сейчас у специалистов новая задача – создать автоматизированную геодезическую сеть для определения планово-высотного положения трубопровода. Обычно эти измерения – дело геодезистов, выходящих на трассу с рейками и тахеометрами, но сегодня техника позволяет выполнять все эти процедуры в автоматизированном режиме.

В этом году на ВСТО-1 был запущен первый участок такой автоматизированной сети протяженностью 110 км, сейчас силами ООО «Транснефть – Восток» монтируется второй опытный участок длиной 87 км. В плане на 2014–2016 годы – создание автоматизированных геодезических сетей для всей ТС ВСТО и ТС Заполярье – Пурпе, а затем наступит очередь нефтепровода Куюмба – Тайшет.

ЭКОЛОГИЯ

Не обходит институт стороной и вопросы защиты окружающей среды. Небольшой, всего пять человек, отдел экологии обеспечивает «Транснефть» нормативной документацией по экологической безопасности и участвует в создании новых природоохранных технологий. Сейчас отдел заканчивает разработку универсального биосорбента, сохраняющего сорбционные свойства при отрицательных температурах и восстанавливающего свои биодеструктивные способности после зимнего периода.

– Разрабатываемый биосорбент будет осуществлять биодеструкцию сорбированной нефти и нефтепродуктов на почвах и в акваториях водных объектов, –отмечает начальник отдела экологии и рационального природопользования Арина Николаева.

ЕСТЬ ЦЕЛЬ

В целом вся работа института, несмотря на большое разнообразие тем и задач, носит четкий системный характер. Есть план, заданное направление и цель. А роль идеолога и координатора исполняет Центр инноваций и координации НИОКР.

– Мы разрабатываем программы научно-технического развития, которые становятся основой деятельности института на ближайшие годы, – рассказывает руководитель центра Андрей Распопов. – Так, в прошлом году центр обеспечил разработку предложений по новым тематикам НИОКР с обоснованием их технической и экономической эффективности.

Еще одна важнейшая сфера деятельности центра – участие в Программе научнопроизводственного развития ОАО «АК «Транснефть» на 2013–2016 годы, при создании которой компания впервые перешла на трехлетний горизонт планирования НИОКР. Новые разработки – это еще и интеллектуальная собственность, права на которую нужно уметь защитить. Эта задача тоже возложена на НИИ ТНН.

– В этом году мы уже подали сорок три заявки на патенты, пятнадцать из которых в рамках международной патентной системы PCT, – сообщает Распопов. – Что касается получения патентов, то здесь мы перевыполнили план – 63 против 43, что говорит не только о хорошей работе наших патентоведов, но и об активности дочерних обществ компании, в которых рождаются изобретения.


ВЛАДИМИР ФЕДОТА: «КОЛЛЕКТИВ СФОРМИРОВАЛИ, СОВЕРШЕНСТВУЕМ СТРУКТУРУ»

О ТОМ, ЧЕМ ОСОБО ЗАПОМНИЛИСЬ ПЯТЬ ЛЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «НИИ ТРАНСПОРТА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ», КОРРЕСПОНДЕНТУ «ТТН» РАССКАЗАЛ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА.

Владимир Иванович, пять лет НИИ ТНН – срок небольшой, тем не менее подвести промежуточные итоги его деятельности уже, вероятно, можно. Притом что круг задач, которые решает институт, весьма обширен, могли бы Вы выделить особо какую-то из сделанных работ?

Действительно, сфера деятельности института довольно обширна. Здесь и научно-исследовательская работа, и совершенствование нормативной базы компании, и требования к

проектированию, и авторское сопровождение строительства, и решение ряда вопросов по эксплуатации магистральных нефтепроводов, и многое другое.

А из уже сделанного особо выделил бы, например, участие в проекте «Заполярье – Пурпе», – эта задача была поставлена руководством ОАО «АК «Транснефть» еще на начальном этапе его реализации. Коллективом института были разработаны все технические требования к материалам, оборудованию и комплектующим: к трубе, теплоизоляции, задвижкам, насосам, опорам для надземной прокладки и сваям для этих опор.

Хочется отметить и работу по контролю качества продукции. НИИ ТНН разработал единые критерии к качеству поставляемой в дочерние общества ОАО «АК «Транснефть» продукции и программу проверки предприятий-поставщиков. К приезду нашей оценочной комиссии предприятия готовятся, некоторые по году-полтора. Бывает, выезжаем по несколько раз, поскольку хотим убедиться, что все требования действительно выполняются.

Порой удается не просто зафиксировать проблему, но и обнаружить ее источник. Приведу пример. Некоторое время назад НИИ ТНН попросили выяснить причину появления микротрещин и отслаиваний защитного износостойкого покрытия шиберов, из-за чего возникали перебои в работе задвижек. В лаборатории института мы провели ряд экспериментов и выяснили, что брак появляется еще в процессе изготовления, а именно: поверхности подготавливались с нарушением технологии. Наши специалисты разработали новые требования к технологическому процессу, и больше претензий к качеству не было.

Насколько важна для НИИ ТНН хорошая лабораторная база?

Это было одним из важнейших условий полноценной работы института, и приятно отметить, что сегодня у нас есть сразу несколько лабораторий: неразрушающего контроля, обследования систем электрохимической защиты, электролаборатория и лаборатория испытаний изоляционных покрытий. Все они имеют государственную аккредитацию. Особо отмечу, что все оборудование – собственность института, мы приобрели его на деньги, которые сами же и заработали.

А как обстоят дела с кадровым составом института? Хватает ли квалифицированных специалистов, чтобы закрыть все направления работы?

Я считаю одним из главных достижений института за эти пять лет именно то, что был сформирован костяк нашего коллектива. Люди закрепились на своих местах, дорожат работой, и абсолютное большинство специалистов полностью соответствуют требованиям, которые предъявляет компания. А они, поверьте, довольно высокие.

Поэтому мы при приеме на работу установили определенную планку для кандидатов. К примеру, средний балл диплома должен быть не ниже 4,3. И это касается не только вчерашних выпускников, но и тех, кто приходит к нам с предприятий, уже имея большой опыт практической

работы. Мы все равно смотрим на их дипломы и даже на то, как они учились на первом курсе. Ведь если базовые предметы – математика, физика, химия – сданы на пять, значит, работник подготовленный. И это не формальное требование: если человек хорошо учился, значит, он имеет

определенные амбиции, у него с молодых лет есть какая-то цель. Такие люди нам и нужны.

Сразу после института к нам приходят единицы, в основном мы набираем уже готовых специалистов с опытом, в том числе из дочерних обществ ОАО «АК «Транснефть». Ребят, уже поработавших на предприятиях компании, всегда берем с удовольствием, но не злоупотребляем этим: если кого-то приглашаем, то обязательно согласовываем это с директорами и с отделами

кадров дочерних обществ, убеждаемся, что на месте есть кем заменить работника. Мы ведь делаем общее дело и должны уважительно относиться друг к другу.

Сколько же всего у вас специалистов?

Сейчас в институте работают более четырехсот человек, среди них 9 докторов и 61 кандидат наук. Коллектив довольно большой, текущих работ тоже немало, но при этом мы всегда внимательно следим, чтобы они выполнялись вовремя и с должным качеством. Сейчас, если у нас переносятся работы, – это уже настоящее ЧП, которое влечет за собой материальную ответственность и исполнителей, и руководящего состава отделов и центров. Мы исходим из того, что, сколько бы задач перед нами ни стояло, их все нужно выполнить в установленные сроки и с требуемым качеством.

Над чем работают специалисты НИИ ТНН сейчас?

Можно выделить разработку собственными силами Автоматизированной системы контроля технологических параметров работы магистральных трубопроводов. Система рассчитывает параметры на основе математической модели в режиме реального времени, и любое отклонение фактических данных от расчетных может быть признаком утечки или другой аварийной ситуации. Пилотный проект такой системы планируется запустить в 2016 году в ОАО «Верхневолжскнефтепровод», а до 2023 года ею будут оснащены все основные трубопроводы компании.

Из других тем можно выделить работу над противотурбулентными присадками и разработку технических требований к подпорным и магистральным насосам. Это нужно для нового проекта компании «Куюмба – Тайшет».

Можно ли сказать, что процесс становления института завершен?

Мы сформировали коллектив, а теперь совершенствуем штатную структуру. Сейчас уже выкристаллизовывается некий оптимальный образ, который станет дополнением структуры самого ОАО «АК «Транснефть». Каждый департамент компании будет иметь здесь свое научное сопровождение – либо специалиста, либо отдел, управление, а может, и целый центр, которые будут работать по этому направлению.

В целом хочу отметить, что институт всегда чувствует большое внимание со стороны руководства ОАО «АК «Транснефть», которое помогает нам создавать и хорошие условия работы, и здоровый микроклимат в коллективе. А мы в свою очередь стараемся должным образом выполнять все поставленные перед нами задачи.

Беседовал Михаил Калмацкий 

© 2009-2017
ООО «НИИ Транснефть»
+7(495) 950-82-95 niitnn@niitnn.transneft.ru
Сайт ПАО «Транснефть»